Библиотечный уголок

   Главное, не стараться насильно впихнуть веру в ребенка. У ребенка есть возраст, когда он с удовольствием ходит в церковь. И вот надо успеть, пока дитя не тяготится церковными службами, приобщить его не то чтобы к церковному образу жизни, но хотя бы к праздникам: Вербное Воскресенье, Троица Святая, Пасха с освящением куличей, ко всему разнообразию жизни, которая расцветает в Церкви. Чтобы ребенок это уловил и понял, что там — не ущербность, а, наоборот, полнота жизни. А мама передает эту веру всем: своим отношением, своей внешностью даже, а ее молитва, настоящая, переворачивает все и воспитывает больше, чем что‑либо другое! Никакие увещевания, никакие наказания не дают того, что дает молитва!

                                        протоиерей Сергий Правдолюбов


  Держите детей поближе к Церкви. Если они когда-нибудь отойдут от нее, Бог их потом за то, что они служили в раннем детстве, вернет в Церковь.



                                                                                                   Прп. Серафим (Романцов)


 Ходит человек в храм, постится, читает книги, встречается с духовниками, посещает святые места... А воз, как говорится, и ныне там. Почти ничего во внутренней жизни не меняется; синдром «бабы Яги» практически не изжит. Отсюда – разочарование в начатой жизни и уныние в душе, обида на всех, что не оценили, часто ощущение своей ненужности и полное одиночество. Как заполнить душевную пустоту, человек не знает. Даже в Церкви его этому не научили. Проще всего принять таблеточку «гормона хорошего настроения» типа серотонина или воспользоваться подручными антидепрессантами – ТВ, интернетом, рюмочкой алкоголя с сытной едой и крепким сном. Только легче на душе от этого не будет, и через какое-то время невеселое состояние снова вернется... Вот такая печальная картина. Что же делать?

Читаем беседу дальше и находим ответ в словах преподобного Серафима Саровского: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего». Значит, главное не внешние труды, а внутреннее состояние души человека. Что там? Пустота или присутствие Духа Божия? А далее – важное замечание: «Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа». Вот, оказывается, к чему нужно стремиться. Совершать каждое доброе дело в духе Евангелия, как бы пред лицом Христа, максимально уменьшая в нем «греховную примесь». Простить обидчика не только на словах, а по Евангелию, то есть от сердца (см. Мф. 18,35), а дальше стараться про него говорить и думать только хорошее и как можно чаще поминать его в своих молитвах. К поданной милостыне присоединить сострадание и душевное участие в судьбе человека: «может, еще чем-то Вам помочь?» Любое дело совершать в глубокой тайне, вдали от людских взоров, часто против своей воли... Здесь допустима изрядная доля юродства и чудачества. Прочитаем известный евангельский стих с конца: поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами (Мф. 7, 12). Оттачивайте качество добродетелей по отношению к ближним, постоянно в этом совершенствуясь... Делай другим как для себя – и возрадуешься, и найдешь покой для души твоей. Одним словом, мы должны учиться делать по-настоящему Добрые Дела, с самой большой буквы. Большинство из нас только-только начинают осваивать эту науку доброделания. Запомним, что Богу нужна только чистая жертва, и за нее Он в долгу не останется. Ему важнее качество добродетелей, а не их количество. В духовной жизни актуально правило – лучше меньше, да лучше.

В завершении уточним слово «стяжание». Оно не очень понятно. На это преподобный Серафим отвечал: «Стяжание все равно что приобретение... например, денег, или получение почестей, отличий и других наград... Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный, вечный... приобретайте благодать Духа Святого и всеми Христа ради добродетелями... торгуйте духовно теми, которые больший прибыток дают».

Нам указан путь и задана программа – скопить в своей душе вечный капитал, найти сокровище, стяжать благодать Святого Духа. Это очень важно. Просто по-другому и жить нельзя. Душа без благодати, что тело без воды и воздуха. Душа без благодати тоскует и мучается, человеку плохо и одиноко. Не спешите бежать к психологу и принимать антидепрессанты. Душе поможет не это. А что же? Одно маленькое, но подлинно доброе дело во имя Христа. А еще постоянное видение цели и смысла жизни. Окончим нашу беседу замечательными словами английского классика-христианина Ч. Диккенса: «Пусть никто ни на шаг не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается благородной целью. Любой прекрасной цели можно добиться честными средствами. А если нельзя, то эта цель плоха».

Протоиерей Андрей Овчинников


    

ВОПРОС: Батюшка, я ничего не успеваю, зашиваюсь. Столько дел, а в сутках всего 24 часа. Вечная гонка. Достало все. Вроде все и неплохо, зарабатываю нормально, семья, работа, а в душе раздражение, стресс, весь на нервах. Уже психом стал. Помолитесь обо мне, прошу Вас, и дайте совет.

ОТВЕТ: Бес - в суете и спешке, а Бог в тишине и покое... Темные силы не собираются никого щадить, у них одна задача - удалить нас от Бога и сбить с пути праведного. Хотите помочь им? Суетитесь и дальше! Знаете, как белка бежит в колесе? Она тоже задыхается, ей тоже тяжело, а толку-то? Бестолковый труд! Так и у людей бывает. Нам иногда кажется, что мы заняты очень "важными" делами, что мы мир спасаем, а на самом деле...
Самое важное дело в жизни - душу свою от зла спасти. Для этого мы здесь на земле и живем, чтобы обрести веру, стремиться к Богу, к святости, а не чтобы миллионы зарабатывать, карьеру делать и личную жизнь устраивать. Бог дает нам время на покаяние, исправление грехов своих и поиск Истины, а мы это бесценное время прожигаем зря - тратим, простите, на фигню всякую.
Силы бросаем не туда. Вроде весь день по минутам расписан, цейтнот, вся жизнь по плану, а все - пустое, суета сует. Мы просто бежим от себя, т.к. тошно наедине с собой - душа от грехов задыхается! Энергию колоссальную тратим, пашем сутками, а удовлетворения и покоя нет. Потому что выгода эмоциональная материальная - как наркотик, радует недолго. А смысл надо в первую очередь духовный искать, в горний мир стремиться. Это значит, что любой труд должен быть ради Бога, во имя любви к Нему и ближним своим. И все с молитвой, со смирением. Правило читаете утром, вечером? В храм ходите? Причащаетесь? Евангелие часто открываете? Нет??? Ну чего же Вы тогда хотите? Вы сами свою душу лишаете света и спасения, убиваете себя своими же руками.
Перестаньте тратить время на интернет, бесполезное общение и праздное времяпровождение. В монастырь съездите. Потрудитесь, поживите в тишине, попоститесь, подумайте о смысле жизни своей. Если мы не победим свои зависимости, они победят нас. Вернее, уничтожат. Не сомневайтесь. И помните всегда, что есть только одна зависимость, которая не приносит нам страдание - это зависимость от Бога.



    - Православный муж говорит жене: я тебе запрещаю работать, ты меня должна слушаться. Расти детей, вари борщ и поменьше высказывай свое мнение, особенно в Церкви. Это по-церковному?

Отвечает протоиерей Максим Первозванский.

- Муж не имеет права ничего подобного своей жене сказать, если он настоящий православный мужественный мужчина. В отличие от того же ислама, в Православии мужчина не имеет права от женщины требовать послушания. Если мы внимательно вчитаемся в слова апостола Павла, которыми обосновывается такое отношение, то там вовсе не мужу, а жене сказано, что она должна слушаться мужа. Мужья этих слов вообще не должны слышать. Мужу сказано возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за Нее.

А у нас все происходит наоборот. Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины требуют от мужчин любви. Должно быть не так. Мужчина от себя должен требовать любви, а женщина – от себя требовать послушания. Любая нормальная православная женщина сама решает слушаться мужа или нет. А муж не имеет права заставлять жену слушаться. У него другая задача — умереть на кресте, если у него жена будет непослушная.



   Видео  прот. Д. Смирнов   








  
Друзья, ужинайте вместе – всей семьей. Подчеркну: вместе друг с другом – за общим столом, а не рядом с телевизором. Конечно, ничто не сближает людей так, как их совместное участие в таинствах церковных и молитве. Но это уже, так сказать, высшая математика. А начинать... необходимо с простейшего – совместной семейной трапезы, способной сблизить родных людей, разъединенных ныне как никогда.

Совсем недавно простую среднестатистическую семью «объединял» телевизор, но теперь у каждого появился свой персональный. Да и кроме него огромное количество всяких «виджетов» и «гаджетов», в которые человек с головой погружается, забывая обо всем на свете, в том числе и о своих близких...

Мужья и жены, дети и родители практически не общаются друг с другом. Дни рождения, банкеты, корпоративы и свадьбы не подразумевают общения, так как играет слишком громкая музыка. Особенно страдают от недостатка живого общения дети, ведь они более всего и нуждаются в нем. Оно дает им серьезнейший импульс к развитию речи, способности спокойно и интересно отстаивать свою точку зрения в дискуссии, расширять свой кругозор...

Увы, но с детьми никто не разговаривает. Их воспринимают как объект. А ведь простой навык доверительного общения способен предохранить их от многих кризисов. Привыкнув делиться своими переживаниями с родителями, они могут избежать, например, фобий, а в более зрелом возрасте естественно и гармонично, не потеряв связь с родителями, не совершить многих глупостей.

Поэтому, помимо совместных поездок в автомобиле, редких и малопрактикуемых ныне походов за грибами, совместная семейная трапеза на данный момент – единственный способ сделать так, чтобы семья оставалась действительно семьей. Это, если хотите, некоторый minimum minimorum реальной семейственности, претендующей на счастье.

Священник Димитрий Фетисов



   "Во время Божественной литургии человеку дается такая благодать, какой он нигде не сможет получить. Вот почему для христианина является обязательным присутствие на богослужении. Только в церкви вы сможете получить силу, духовную поддержку, содействие, каких не обретете дома, сколь бы усердно и много вы ни молились. То, что свалит неверующего человека, верующего лишь слегка согнет, после чего он опять выпрямится; то, что для неверующего становится преградой и соблазном, для верующего является средством духовного роста и укрепления; то, что ослабляет неверующего, верующему придает силы."

Протоиерей Георгий Схиртладзе


– Читая апостола Павла, часто задумываешься, как можно угодить Богу в браке, ведь не оженивыйся печется, како угодити Господу (1 Кор. 7, 32)?

– Для Царства Небесного брак и монашество – два равных пути. Церковь живет благодатной жизнью в Духе Святом и представляется нам как некая птица, имеющая два крыла – монашеский и семейный образы жизни. Если человек может вместить одиночество ради Бога, понимая всю важность и величие такой жизни, он выстраивает свою жизнь и приближается к Богу. Но и семья сегодня – основа Церкви, основа общества, основа государств. Не будет устойчивой нормальной семьи – не будет наших государств. Для семьи очень нужны нравственно чистые идеалы.

Священник Николай Несправа


 Когда срезаешь дерево, его ветви сразу засыхают, а если поливаешь его корень, – ветви наполнены силой. Так и вас, родителей, можно уподобить дереву: вы корень ваших детей, и когда вы «поливаете» себя постами, молитвами, милостыней и добрыми делами, Бог хранит и ваших чад. А если вы «засыхаете» от грехов, Бог умерщвляет и ваших детей, отправляя вас в ад вместе с ними. если яблоня даёт кислые яблоки, кто виноват: яблоня или яблоки? яблоня. Итак, поступайте правильно вы, родители, чтобы и ваши “яблоки” становились сладкими.

(Равноапостольный Косма Этолийский)




ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ОБИДНО? Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то Оптинский старец Никон получил  письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытываться, кто написал. Если Господь попустил, значит, так надо. Значит, есть у тебя грехи, за которые надо потерпеть». Если человек так себя настроит, у него все в жизни встанет на свои места. А то есть такие «христиане», которые так могут разобидеться, что начинают возмущаться, шуметь, а потом перестают разговаривать и могут неделю,а то и месяц молчать – таить зло и обиду. Бывает, что и надо сделать человеку замечание, что-то подсказать, но в этом случае надо всегда помнить слова премудрого Соломона: «Обличи разумного – он тебя возлюбит, не обличай безумного – он тебя возненавидит». Один старец-священнослужитель писал о себе: «Я – как пес. Бывает, псу скажут: «Вон отсюда! » – он и отойдет подальше; отойдет и сидит – ждет, как дальше себя хозяин поведет. А если хозяин снова позовет: «Ну-ка, иди сюда! » – он опять хвостиком завилял и с любовью к хозяину подбегает, не помнит зла. Когда меня кто-то ругает, гонит, я отхожу от него. Но если человек приходит ко мне и кается, просит прощения, я опять с любовью его принимаю и на него не обижаюсь. Я только рад, что он пришел ко мне и покаялся». Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь — это школа, а все, что нам попускает Господь — скорби, искушения — это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили… Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних — и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась». И душа наша успокоится. А если мы начнем: «А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!.. » И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке. Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках «компромат» на этого человека: «Вот, он такой и такой… «; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: «Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! » Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти «мысли» нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости — ни обиды, ни раздражения — не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: «Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет». А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: «Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю». А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: «Для чистых все чисто» (Тит. 1, 15), а грязному — все грязно. Архимандрит Амвросий (Юрасов)



                   ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ?

   У многих людей, изредка посещающих храм, складывается какое-то потребительское отношение к церкви. Приходят в храм, например, перед долгим путешествием – поставить свечку на всякий случай, чтобы ничего не случилось в дороге. Заходят на две-три минуты, спешно несколько раз крестятся и, поставив свечку, уходят. Некоторые, зайдя в храм, говорят: «Я хочу заплатить деньги, чтобы батюшка помолился о том-то и о том-то», – платят деньги и уходят. Священник должен молиться, а сами эти люди в молитве не участвуют. Это неправильное отношение. Церковь – не автомат для покупки «сникерсов»: опускаешь монетку – и вываливается конфетка. Церковь – это то место, куда надо приходить, чтобы там жить и учиться. Если вы испытываете какие-то трудности или кто-то из ваших ближних заболел, не ограничивайтесь тем, чтобы зайти и поставить свечку. Придите в церковь на богослужение, погрузитесь в стихию молитвы и вместе со священником и общиной вознесите свою молитву о том, что вас тревожит. Очень важно, чтобы посещение церкви было регулярным. Хорошо посещать храм каждое воскресенье. Воскресная Божественная Литургия, а также Литургия великих праздников – это то время, когда мы можем, отрешившись на два часа от наших земных дел, погрузиться в стихию молитвы. Хорошо прийти в церковь всей семьей, чтобы исповедоваться и причаститься. Если человек научится жить от воскресения до воскресения, в ритме церковных служб, в ритме Божественной Литургии, то вся его жизнь изменится кардинальным образом. Прежде всего, это дисциплинирует. Верующий знает, что в ближайшее воскресенье ему придется дать ответ Богу, и он живет по-другому, не допускает многих грехов, которые мог бы допустить, если бы не посещал церковь. Кроме того, сама Божественная Литургия – это возможность принять Святое Причастие, то есть соединиться с Богом не только духовно, но и телесно. И, наконец, Божественная Литургия – это всеобъемлющая служба, когда и вся церковная община, и каждый ее член могут молиться обо всем, что беспокоит, тревожит или радует. Верующий во время Литургии может молиться и о себе, и о своих ближних, и о своем будущем, приносить покаяние за грехи и просить благословения Божия на дальнейшее служение. Очень важно учиться полноценно участвовать в Литургии. В Церкви есть и другие службы, например, всенощное бдение – подготовительная служба к причастию. Можно заказать молебен какому-то святому или молебен о здравии того или иного человека. Но никакие так называемые «частные» службы, то есть заказанные человеком для молитвы о каких-то его конкретных нуждах, не могут заменить участие в Божественной Литургии, потому что именно Литургия – это центр церковной молитвы, и именно она должна стать центром духовной жизни каждого христианина и каждой христианской семьи.

Митрополит Илларион Алфеев.
Книга ,,О молитве "






Cамой страшной ошибкой родительской педагогики во все времена, пожалуй, являлась проблема, которую очертил в нескольких словах святитель Тихон Задонский: «Многие родители учат своих детей художествам, служащим для временной жизни, иные стараются научить иностранным языкам, и не мало денег на это расходуют, но о христианском учении не заботятся, и не стараются научить своих детей жить по-христиански. Такие родители рожают своих детей для временной жизни, но двери к вечной жизни для них затворяют».
И вот, на мой взгляд, главной задачей родителей является приоткрыть для детей с Божьей помощью дверь в Царствие Небесное, показать им красоту духовного мира, объяснить им и научить их, что начинается все не с тела, но с души – с ее воспитания, что в построении именно внутреннего человека обретается счастье – счастье общения с Богом.
Главный педагогический принцип открыт нам самим Спасителем: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Под этим всем и имеется в виду одежда, кров, пропитание, образование, работа. Все это приложится в нужной мере для каждого из нас, если мы научимся главной науке жизни: всматриваться в собственную душу, чтобы обрести там Бога…

Иерей Андрей Чиженко

Комментариев нет:

Отправить комментарий